Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! (дата установки счетчика: 25 марта 2007 года)

Форум серии игр Call Of Duty

Объявление

Внимание!

Всем новобранцам, в обязательном порядке, следует ознакомиться с Уставом форума! Описанные в нем правила обязательны к исполнению всеми участниками Форума!

Вступайте в Сообщество игроков нашего форума! Заявки на вступление можно оставить тут!

Новости форума:
§Обновлены картинки погон для использования в подписи (10.12.07)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Артиллерия СССР

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Гаубица Б-4

Год выпуска 1931
Всего произведено 1008
Масса 17700 кг
Расчет ? человек
Стрелковые характеристики
Калибр 203,2 мм
Начальная скорость снаряда 610 м/с
Дальность стрельбы 16000 м
Скорострельность ? выстр./мин.

Описание

11 декабря 1926 года на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти А. Г. Гаврилов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года.

В июле-августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4.

Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 году.

Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели.

В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-ом полугодии 1934 года.

Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей.

Но, судя по всему, полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод Новокраматорский.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ.

В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.

В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами.

Положительных результатов при стрельбе нарезными снарядами добиться не удалось. А 25 марта 1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод „Большевик“ не позднее 10 апреля 1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов».
Боевая служба гаубицы Б-4

К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. была изготовлена 31 гаубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4.

К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4.

В 1938-1939 годах была предпринята попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по 6 гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен 6 гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц-пушек МЛ-20.

К началу войну гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности отпущено в войну 105 гаубиц.

В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

В советской армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года Б-4 имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках.

2

Зенитная пушка 3-К

Страна производитель СССР
Год выпуска 1931
Всего произведено 4468
Масса 3750 кг
Расчет ? человек
Стрелковые характеристики
Калибр 76,2 мм
Начальная скорость снаряда 816 м/с
Дальность стрельбы 7700 м
Скорострельность 20 выстр./мин.

Описание

28 августа 1930 года было подписано соглашение с обществом БЮТАСТ (подставная контора фирмы «Рейнметалл») на поставку в СССР опытных образцов и технологии изготовления орудий, в том числе четырех 76,2-мм зенитных пушек фирмы «Рейнметалл».

На 28 августа 1930 года 7,5-см пушка «Рейнметалла» находилась в стадии испытаний.

Поставленные образцы имели съемный лейнер, переменную длину отката, приборы АУТ без гидравлического привода. 7 июня 1931 года на НИАП прибыла немецкая 76,2-мм пушка Flak. 8 июня 1931 года на НИАПе были начаты стрельбы по подбору зарядов для начальной скорости 820—830 м/с.

По образцу пушки фирмы «Рейнметалл» на заводе № 8 было изготовлено несколько опытных зенитных пушек 3-К. Подготовкой рабочих чертежей занимались Г. Тагунов и Н. Горохов. В феврале-апреле 1932 года на Научно-исследовательском зенитном полигоне испытывались образцы 76-мм зенитной пушки изготовления «Рейнметалл» и завода № 8.

Для пушки 3-К на Брянском заводе им. Кирова была создана двухколесная повозка ЗУ-29. Было отмечено, что при движении по пересеченной местности ЗУ-29 неустойчива.

В 1932 году пушка 3-К была принята на вооружение под названием «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.» (заводской индекс 3-К).

Кроме повозок ЗУ-29, 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. устанавливалась на тумбовых установках бронепоездов.

К 1 октября 1938 года на заводе № 8 был разработан проект ССП (синхронно-следящий привод) системы Костенко для 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.

Валовое производство системы 3-К было начато на заводе № 8 в 1932 году, но неудовлетворительная конструкция полуавтоматики и цилиндра компрессора задержали освоение производства. Пушки с лейнерами начали изготавливать во второй половине 1934 года. Кроме того, в 1935 году завод № 8 сдал под пломбу 20 систем 3-К без платформ и колес для установки их на автомобиль ЯГ-10 (29К).

Система 3-К снята с производства 1 января 1940 года.

На 1 ноября 1936 года в Красной Армии всего имелось 1194 76-мм пушек 3-К. Из них 1171 годная, 23 требующих капитального ремонта и 7 учебных. К 22 июня 1941 года в РККА имелась 3821 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. В ходе войны 24 «76-мм зенитные пушки обр. 1931 г.» были переданы ВМФ.

3

Тяжелая пушка А-19

Страна производитель СССР
Год выпуска 1931
Всего произведено 2926
Масса 7117 кг
Расчет 9 человек
Стрелковые характеристики
Калибр 121,9 мм
Начальная скорость снаряда 780 м/с
Дальность стрельбы 20,5 км
Скорострельность 3-4 выстр./мин.

Описание

До Первой мировой войны тяжелая артиллерия использовалась в основном для осады либо обороны крепостей. Для участия в полевых сражениях она была слишком малоподвижна и малоэффективна. Более скорострельные легкие полевые пушки лучше боролись с пехотой, артиллерией и кавалерией противника. В начале XX века только немцы позаботились о создании тяжелой полевой артиллерии. Как продемонстрировала Первая мировая война, они были наиболее прозорливы: легкая полевая пушка оказалась бессильной против обычного окопа, а размещенная вдали от фронта германская тяжелая артиллерия не только легко справлялась с подобной целью, но и безнаказанно уничтожала менее дальнобойные английские, французские и русские орудия.

Хотя после Первой мировой войны разработка тяжелой артиллерии практически нигде не велась, опыт был учтен. Когда в начале 30-х годов Советский Союз приступил к наращиванию военной мощи и разработке новых вооружений, одной из первых была разработана тяжелая полевая пушка калибром 122 мм. Орудие, получившее обозначение А-19, имело множество нововведений — например, впервые для такого тяжелого орудия были применены раздвижные станины и вращающийся верхний станок, что дало очень большой сектор обстрела. В то время А-19 по дальности стрельбы не имела равных в своем классе. Она с успехом выполняла свои задачи — вела борьбу с батареями противника, разрушала полевые укрепления, нарушала управление вражескими войсками, препятствовала подходу резервов и подвозу боеприпасов и продовольствия войскам неприятеля.

Война вносит свои коррективы в использование оружия, и основную известность пушке принесло решение не предусмотренной проектировщиками задачи борьбы с танками. А-19 со своим сектором обстрела и мощью огня оказалась эффективным средством борьбы с «Тиграми» и «Фердинандами». Успешный противотанковый опыт привел к тому, что созданную на основе А-19 пушку стали устанавливать на советские танки и САУ. Именно А-19 сделала первый выстрел по Берлину.

4

Дивизионная пушка Ф-22

Страна производитель СССР
Год выпуска 1936
Всего произведено 3000
Масса 1615 кг
Расчет 5 человек
Стрелковые характеристики
Калибр 76,2 мм
Начальная скорость снаряда 706 м/с
Дальность стрельбы 13630 м
Скорострельность до 15 выстр./мин.

Описание

В 1934 года, конструкторское бюро (возглавляемое Грабиным) получило приказ на разработку новой 76,2-мм пушки, позже названной Ф-22. Это было первое орудие, которое полностью разработало КБ Грабина. В своих докладах, Грабин, характеризовал Ф-22, как дивизионное орудие. Фактически, Ф-22 использовалось как дивизионная пушка, но первоначально она была создана как полу-универсальное полевое орудие. Также пушка могла использоваться в противоздушной обороне.

Ф-22 имела превосходные баллистические свойства. Но были некоторые недостатки: механизмы для вертикальной и горизонтальной наводки были раздельные, поэтому были необходимы два стрелка для управления орудием. Это уменьшало темп огня и скорость разворота на бронированные цели.

В начале 1935 года, были изготовлены 3 опытных образца. Один из них имел дульный тормоз. Позже дульный тормоз убрали из-за быстрого распознования противником огневых точек: после выстрела порошковые газы поднимали облако пыли. С 10 июля по 16 декабря 1935 года, орудия были испытаны на полигоне. В июле 1935 года, Завод № 92 получил заказ произвести 10 пушек Ф-22 в течении четырех месяцев. Эти пушки были также испытаны. После испытаний Ф-22 была принята на вооружение как «Дивизионная 76,2-мм пушка».

Во время эксплуатации пушки Ф-22 выявлялись недостатки, которые устранялись заводами-производителями. В 1939 году пушку модернизировали. Эта модель получила название Ф-22 УСВ.

Было произведено: 500 орудий до конца 1936 года, и 2500 орудий до конца 1937 года.

5

Гаубица-пушка МЛ-20

Страна производитель СССР
Год выпуска 1936
Всего произведено 6884
Масса 7270 кг
Расчет ? человек
Стрелковые характеристики
Калибр 152,4 мм
Начальная скорость снаряда 655 м/с
Дальность стрельбы 17230 м
Скорострельность 3-4 выстр./мин.

Описание

В 1934 году на вооружении Красной Армии состояла 152-мм гаубица, у которой было ряд недостатков:
Подрессорен был только лафет, а передок нет, поэтому скорость транспортировки была ограничена 18—20 км/час.
Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2—3 минуты.
Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку. И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе.
Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал.

В 1935—1936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. По непонятным причинам Артиллерийское управление приказало прекратить проект.

Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха — деревня вблизи Перми, где расположен завод). Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.

Верхние станки у МЛ-20 литые, как и у обр. 1934 г. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.

Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 года и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен в НИАП. К июню 1936 года полигонные испытания были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого Артиллерийское Управление заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм, что уменьшало давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

Обе системы были закончены в конце 1936 года и прошли заводские испытания. С 10 февраля по 20 марта 1937 года в НИАП были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведено транспортирование системы со скоростью 30—45 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника Научно-Исследовательского Отдела Артиллерийского Управления Железнякова.

В июне-июле 1937 года вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Почему тогда не приняли МЛ-15? Да, просто потому, что МЛ-15 была совершенно новой конструкции, и чтобы начать её производить нужно перестроить производственную базу. А, так как МЛ-20 и так была лучшей артсистемой в мире, то они решили увеличивать их количество.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в конструкторском бюро завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу Главного Артиллерийского Управления.

К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.

25 декабря 1936 года первый образец МЛ-20 поступил в НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 года было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.

После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.» Время перехода из походного положения в боевое осуществлялось за 8—10 минут.

Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.

6

Противотанковая пушка образца 1937 года 45-мм

Страна производитель СССР
Год выпуска 1937
Масса 560 кг (1200 кг в походном)
Стрелковые характеристики
Калибр 45 мм
Начальная скорость снаряда 760 м/с
Дальность стрельбы 4400 м
Скорострельность 15-20 выстр./мин.

Описание

45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года — это советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка обр. 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1941—43 гг. промышленность СССР изготовила 37354 таких орудий.

История создания

45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года была получена наложением 45-мм ствола на лафет 37-мм противотанковой пушки обр. 1931 года, которая была построена по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации. Лафет также был усовершенствован — было введено подрессоривание колёсного хода.

Организационно-штатная структура

45-мм пушки образца 1937 года полагались по штату противотанковым взводам стрелковых батальонов Красной Армии (2 орудия) и противотанковым дивизионам стрелковых дивизий (12 орудий). Они же были на вооружении отдельных противотанковых полков, в составе которых было 4—5 четырёхорудийных батарей.

Боевое применение

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43 мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Здесь будет уместно заметить, что сейчас существует мнение о завышенности пробивной способности 45-мм пушки обр. 1937 года (часто являющееся путаницей с ТТХ орудия М-42). Базой для такой точки зрения являются воспоминания участников войны. Тем не менее недостаточная пробивная способность по 50-мм лобовой броне танков Pz Kpfw III Ausf H и Pz Kpfw IV Ausf F1 не подлежит сомнению. Существует также вероятность наличия в начале войны некоторого числа некачественных 45-мм снарядов, ещё более снижавших характеристики орудия.

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более лучшего поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки обр. 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

Номенклатура боеприпасов: бронебойный, осколочный, картечь, дымовой, бронебойно-химический
Бронепробиваемость брони средней твёрдости, мм
Калиберным бронебойным снарядом
угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
на дистанции 500 м : 43
на дистанции 1000 м : 32
угол встречи 60 градусов от касательной плоскости к броне
на дистанции 500 м : 40
на дистанции 1000 м : 28
Подкалиберным бронебойным снарядом
угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
на дистанции 100 м : 88
на дистанции 500 м : 66

7

Гаубица М-30

Страна производитель СССР
Год выпуска 1938
Всего произведено ?
Масса 2450 кг
Расчет ? человек
Стрелковые характеристики
Калибр 122 мм
Начальная скорость снаряда 515 м/с
Дальность стрельбы 11800 м
Скорострельность 5-6 выстр./мин.

Описание

Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии.

Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на состоявшемся в марте 1937 года в Москве совещании, посвященном состоянию и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник Генштаба Красной Армии Маршал А. И. Егоров однозначно высказался в пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом же совещании было принято решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с В. Н. Сидоренко. Конструктору Ф. Ф. Петрову было разрешено представить на своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном порядке. Осенью 1937 года оба проекта были рассмотрены специальной комиссией, которая одобрила проект Ф. Ф. Петрова.

Первый опытный образец новой гаубицы поступил на заводские испытания в конце апреля 1938 года, а государственные испытания были начаты в середине 1938 года. Гаубица успешно выдержала испытания и была в том же году принята на вооружение под названием «122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30)». Для ускорения обеспечения войск новыми гаубицами их производство было развернуто сразу на нескольких заводах.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:
уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;
уничтожение и подавление огневых средств пехоты;
разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;
борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;
пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);
пробивание проходов в минных полях.

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5—6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1—1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка — около 2500 кг, в походном с передком — около 3100 кг.

122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание Маршала Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть»

8

Ротный миномет, обр. 1938

Страна производитель СССР
Год выпуска 1938
Всего произведено более 18994
Масса 12 кг
Расчет 2 человека
Стрелковые характеристики
Калибр 50 мм
Начальная скорость снаряда 95 м/с
Дальность стрельбы 800 м
Скорострельность до 32 выстр./мин.

Описание

Разработка 50-мм ротного миномета была начата в КБ завода № 7 в начале 1937 года. В течение года было испытано несколько опытных образцов минометов. На вооружение 50-мм ротный миномет был принят в 1938 году. Серийное производство его начато в 1939 году. За год изготовили 1720 минометов. На I-III кварталы 1940 года одиннадцати заводам был дан план на 23105 50-мм минометов обр. 1938 г., к 1 августа 1940 года изготовлено 18994 миномета.

Миномет устроен по схеме мнимого треугольника, с воспламенением типа Стокса-Брандта. Изменение дальности стрельбы осуществлялось за счет изменения количества используемых газов и частично за счет изменения длины пути мины в стволе. При движении бойка менялся объем каморы.

Особенностью миномета было то, что стрельба велась при двух углах возвышения: 45° или 75°. Угол возвышения 45° при закрытом дистанционном кране обеспечивал наибольшую дальность огня (800 м), а угол 75° при открытом дистанционном кране давал минимальную дальность (200 м). При стрельбе на все дальности применялся только один заряд.

В казенной части ствола навинчен дистанционный кран, при помощи которого осуществлялось изменение дальности. В пустотелом бойке дистанционного крана имелись окна, через которые газы из канала ствола направлялись внутрь бойка и, пройдя боек, выходили наружу через отверстие в стебле дистанционного крана. При вращении крана боек, опирающийся своими выступами на гайку, перемещался взад или вперед и открывал окна на определенную величину.

Двунога-лафет придавала стволу миномета определенное направление, то есть соответствующие углы вертикальной и горизонтальной наводки. Она состояла из двуноги с подъемным механизмом и механизмом горизонтирования, амортизатора и вертлюга с поворотным механизмом.

Подъемный механизм служил для придания миномету углов возвышения. Шток его расположен перпендикулярно винту поворотного механизма. Механизм горизонтирования служил для приведения угломерного стола прицела в горизонтальное положение. Поворотный механизм обеспечивал точное направление ствола по горизонтали и позволял осуществлять горизонтальную наводку в пределах ±3°. Он состоял из горизонтального винта, матки, втулки и винта. Поворотный механизм не был закрыт и поэтому при стрельбе мог загрязняться.

При работе поворотного механизма сбивались горизонтальный и вертикальный уровни прицела (если двунога не находилась в вертикальной плоскости), так как вращение ствола в пространстве происходило относительно одной точки (шаровой пяты), а матка поворотного механизма, перемещаясь, поворачивала матку подъемного механизма.

Амортизатор служил для смягчения толчков, передающихся при выстреле от ствола к двуноге. Прицел ротного миномета механический, без оптических приспособлений.

Боекомплект 50-мм минометов обр. 1938 состоял из осколочной стальной шестиперой мины 0—822 и осколочной чугунной четырехперой мины 0—822А.

9

Зенитная пушка 52-К

Страна производитель СССР
Год выпуска 1938
Всего произведено ?
Масса 4300 кг
Расчет 7 человек
Стрелковые характеристики
Калибр 85 мм
Начальная скорость снаряда 800 м/с
Дальность стрельбы 15650 м
Скорострельность 20 выстр./мин.

Описание

5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г. Д. Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3-К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с.

28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.

31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К. Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К.

В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613—830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673—714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.

31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете З-К прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.

85-мм пушка впервые прошла испытания на Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.

В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30—35 км/ч, максимальная же скорость — около 50 км/ч.

По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки.

10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки — «52-П-365».

Производство 52-К велось исключительно на завдое № 8 им. Калинина, который до зимы 1941—42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г. Свердловск.

К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.

10

152-мм гаубица образца 1943 года Д-1

Страна производитель СССР
Год выпуска 1943
Масса в боевом 3600 кг, в походном 3640 кг
Стрелковые характеристики
Калибр 152,4 мм
Начальная скорость снаряда 508 м/с
Дальность стрельбы 12400 м
Скорострельность 3-4 выстр./мин.

Описание

Д-1 — это советская гаубица калибра 152.4 мм (6 дюймов). Полное официальное название орудия — 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1). Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии, передавалось или продавалось в другие страны для оснащения их вооружённых сил. В некоторых африканских и азиатских странах оно до сих пор используется по основному назначению в многочисленных внутренних вооружённых конфликтах и пограничных стычках с соседями.

История создания

Гаубица Д-1 была построена на артиллерийском заводе в Мотовилихе под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова путем наложения ствольной группы 152.4-мм гаубицы образца 1938 года М-10 на лафет 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.

Организационно-штатная структура

Гаубица Д-1 предназначалась для вооружения корпусной артиллерии и частей Резерва Верховного Главного Командования (РВГК).

Боевое применение

Д-1 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

11

Полковая пушка обр. 1943 г. 76,2-мм

Страна производитель СССР
Год выпуска 1943
Масса в боевом 600 кг, в походном 1300 кг
Стрелковые характеристики
Калибр 76,2 мм
Начальная скорость снаряда ОФ-350 и О-350А : 262 м/с,
БП-350М : 311 м/с
Дальность стрельбы ОФ-350 и О-350А : 4200 м
БП-350М : 1000 м
Скорострельность 10-12 выстр./мин.

Описание

76,2-мм полковая пушка обр. 1943 г. — это советское лёгкое полковое орудие калибра 76.2 мм непосредственной поддержки пехоты и танков огнём. Оно использовалось с 1943 года до конца Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной дальностью стрельбы и малой начальной скоростью снаряда было снято с производства после её окончания.
История создания

Пушка была разработана на артиллерийском заводе в Мотовилихе под руководством М. Ю. Цирульникова в 1943 году. Новый ствол-моноблок калибра 76.2-мм был наложен на модернизированный лафет 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 года М-42. В том же году новое полковое орудие полностью заместило в серийном производстве предыдущий вариант — 76.2-мм полковую пушку обр. 1927 года.

Боевое применение

Пушка предназначалась для уничтожения открыто расположенной живой силы неприятеля и разрушения его лёгких полевых фортификационных сооружений огнём прямой наводкой. При необходимости пушка могла использоваться для борьбы с легкобронированной техникой противника, а для самообороны от средних и тяжёлых танков врага в боекомплекте имелся кумулятивный снаряд.
Номенклатура снарядов
Дальнобойная стальная осколочно-фугасная граната ОФ-350
Дальнобойная осколочная граната сталистого чугуна О-350А
Стальной бронепрожигающий (кумулятивный) снаряд БП-350М